Экспедиции в Кандалакшский заповедник под руководством Л.С. Ладыжева

Леонид Степанович Ладыжев - учитель биологии ср. школы (г. Славутич). Студентом проходил практику в Кандалакшском заповеднике на острое Ряжков. Впоследствии руководил экспедициями юннатской группы в заповедник.

Леонид Ладыжев, Виталий Бианки, Ирина Харитонова. Ряжков, ок. 2004-2005 г.

Архив Елены Лебедевой-Хоофт.

Ниже воспроизводятся материалы с сайта https://sites.google.com/site/ladyzhev2/ряшков

Первая экспедиция в Кандалакшский заповедник под руководством Л.С. Ладыжева состоялась в 1981 году. Следующая - после шестилетнего перерыва.

Экспедиция 1987 г.

Статья в областной газете "Знамя октября":

Экспедиция за полярный круг

В этом году, после шестилетнего перерыва, группе юннатов нашей школы удалось добиться разрешения на вторую беломорскую экспедицию в Кандалакшский государственный заповедник. Группа работала на его островах с 3 по 21 июля. Итак, 18 дней работы в полевых условиях без всяких скидок на возраст...

Наверное, не все знают, где он, Кандалакшский заповедник. Так вот: это шесть часов езды на поезде от Полярного круга на север. Жили мы на острове под названием Ряжков. Одновременно с нами там работала экспедиция ребят из 29-й спецшколы Москвы, студенты Горьковского университета, Псковского, Курского и Ленинградского имени Герцена пединститутов.

Необычным для нас оказалось все, но прежде всего — полярный день; все эти две с половиной недели мы не видели ночи. Работа была нелегкой, но всем нам пришлась она по душе. Мы собирали гагачий пух и очищали его, вели суточные наблюдения за гнездом пустельги и выводками чаек, кольцевали воробьиных, учитывали заселенность искусственных гнездовий — синичников и полудуплянок. Наши ботаники Н. Ладыжева и Н. Усова вели фенологические наблюдения за растительностью.

Наше первое впечатление о Ряжкове было таким: остров буквально стерилен. Потом мы поняли, почему там такая идеальная чистота: два раза в неделю — уборка территории, в которой мы тоже принимали самое активное участие. А еще мы заготавливали дрова, топили баню и т. д.

В день приезда нас ознакомили с законами жизни ряжковчан. Устроили нам «привальную» — с душистым чаем и блинами, а самое главное — с песнями, которые мы привезли с собой. Всю научную работу мы выполняли под руководством Н.С. Бойко и кандидата биологических наук В.В. Бианки.

Не обошлось и без казусов. Наш учитель и руководитель Леонид Степанович Ладыжев приехал домой «оперенным»: несколько перьев ему «вставили» за наши проделки — «шумовое оформление» острова, смещение камней на литорали, ловлю пескожилов и т. д. При­шлось ему нас воспитывать...

Экспедиция была весьма напряженной, ибо вместе с нами на острове жила медведица с годовалым медвежонком. Так что приходилось нам всю работу в тайге проводить только группами и обязательно с фальшфейерами. Довелось нам быть свидетелями, как мама давала однажды за что-то трепку своему медвежонку. Такую трепку, что нам стало не по себе. После этого мы еще крепче держались за нашего Леонида Степановича, чтоб нам самим не оказаться на месте того Мишки...

В последний вечер была «отвальная». С грустью расставались мы с друзьями. На прощанье испекли на прохудившейся печке традиционные блины, а к ним впридачу даже торт. Каждому из нас на память были вручены подарки «ряжковского производства» и книги с автографом В. В. Бианки. Кстати, мы с ним договорились, что теперь будем ежегодно приезжать в заповедник для оказания помощи в сборе научного материала.

Все собранные нами сведения будут занесены в Летопись природы заповедника. И теперь мы уже немножко знаем, что же это такое — полевая научная работа зоолога и ботаника. Она и очень трудна, и очень интересна, и конечно же, очень нужна. Нужна прежде всего для сохранения окружающей нас природы.

Уезжая, мы, конечно, грустили. Но в грустные эти минуты вплетались нити надежды нашей на радость новой встречи. И мы говорили не «прощай», а «до свидания, до новой встречи, прекрасный остров Ряжков — наша мечта»!

Таня БАТРАЧЕНКО,

ученица Веселовской средней школы,

командир экспедиционного отряда.

До 1988 г. Л.С. Ладыжев жил в селе Весёлое Курской области. В 1988 г.у Леонид Степанович переехал жить и работать в новый, еще строящийся город Славутич Киевской области, но уже летом следующего года снова повез юннатов на Север.

Экспедиция 1988 г.

Шурик Безуглый

Осипук Тамара

Степанченко Лидия

Итак, путешествие в Заполярье началось!

18 июня в 5 утра все были «на бою». Мы вместе с водниками «отплыли» от родного порога в дальнее плавание. Водники выбросили нас на станции Льгов-Киевский и мы вместе со всем своим скарбом стали ждать поезд, который без пересадки должен нас довезти до станции Кандалакша. Этот путь должен был продолжаться ровно двое суток.

Сутки первые

Осваиваем вагон №7. Запрудили вагон рюкзаками, мешками, коробками и т.д. Всем сразу стало интересно что это за «туристы» едут и куда? Через 10 минут весь вагон пассажиров знал, что мы едем в заполярье на «тяжкую» работу на островах в Белое море. Соседка по купе даже вздохнула с сожалением, что когда-то у неё была возможность побывать в заповеднике, но по велению судьбы так и не вышло там побывать.

- Там такая красотища!

Мы-то знаем какая там красотища! Недаром два года подряд нас зовет этот край! И вот мы едем...., стучим..., отмеряя километр за километром. Дядька проводник (нас два года сопровождают дяденьки) на редкость добрый мужик отнёсся к нам очень доброжелательно. Очень тактично нас обслуживал и мы ему помогали как могли поддерживать порядок. Особенно понравились ему наши девочки. Уж очень много внимания он им уделял!

День подходил к концу и наступала ночь, ещё ночь!

Спали как убитые!

Сутки вторые

Проснулись все разом, т.к все захотели есть. А экономить-то надо! Вторые сутки хлеб, сало, чеснок. Пить нечего, благо проводник это понимал, чай поступал вовремя.

И вот мы уже едем через Волхов, а впереди Карелия со своими бесконечными озёрами и лесами. Вдруг девочки-девятиклассницы забеспокоились — показались знакомые места — впереди г. Петрозаводск! Надо же чем-то «развести» хлеб с салом и чесноком, да и письма своим желанным опустить. Все ринулись к вокзалу чтобы скупить мороженое, пироженое, воду... туда-сюда, а ничего-то нет! Нащупали внутри вокзала мороженое в кафе, а его выдают в чашечках! Что делать? Вперёд за мисками! И вот уже с полными доверху заваливаем в вагон. И объедение! Затем снова затишье. Ублажили свои желудки на некоторое время. После этого занимался кто чем мог, ждали ночи. А её-то уже не наступило! Но, все-таки все сморенные уснули и «проморгали» как переезжали Полярный Круг.

И вдруг звон стекла, грохот. Весь вагон вскочил на ноги. Это кто-то «пошутил» и послал камешек в окошко. Была выбита огромнейшая дыра в вагонном окне. И этот «подарочек» поступил прямо девочкам к ногам. Но ничего, бывает и такое! Подмели стекло, завесили дыру одеялом и ещё спали ровно один час. В 4.30 зазвонил будильник. Был объявлен всеобщий подъем и выгрузка всей группы среди сопок на берегу Белого моря на станции Кандалакша.

Л.П.

Сутки третьи. Понедельник. 20.06

Чтобы вынести из поезда вещи мы нашли тяговую силу. Но автобусы по городу ещё не ходили и нам пришлось ожидать на автоостановке 2 часа. В это время девочки знакомились с городом, а все остальные сидели около вещей. Мальчики занимались своим любимым делом — игрой в карты. Затем мы поехали к управлению и остановились около маленького дома. Молодой водитель нас провез на автобусе бесплатно, при этом мы сэкономили целый рубль. В семь часов утра мы пошли в столовую, позавтракали. После завтрака Леонид Степанович и Любовь Петровна ушли в управление, а мы берегли вещи. К 10 часам в городе начались открываться магазины и мы пошли бродить по магазинам и покупать продукты. К обеду все вернулись к сборному пункту. Часам к двум нас загрузили на Дору и мы уехали на остров Ряжков. Когда мы туда приехали нас встречали студенты и В.В Бианки.

К вечеру нам сказали, что все мальчики и все девочки уедут на другой остров — остров Большой Ломнишный. А Любовь Петровна, Леонид Степанович и Наташа остались ночевать на о. Ряжкове. На Ломнишный мы приехали часам к 10 вечера, туда нас привез Виталий Витальевич. Сразу же мы приступили убирать в доме и на кухне, раскладывать продукты. После уборки мы приготовили ужин, поужинали и легли спать. Все девочки и Шурик спали на диване, а Андрей и Сергей на полу у ног девочек. В этот вечер все долго не могли уснуть: мальчики пугали девочек браконьерами, играли в карты, травили анекдоты. Примерно к двенадцати часам ночи все уснули. И все забыли даже о браконьерах. Таков был первый день, прожитый на острове Б.Ломнишный.

Сутки четвертые. 21.06.88 вторник.

На следующий день мы встали поздно, где-то в 10ч. Все вместе приготовили завтрак и сели кушать. Леонида Степановича и Наташи еще не было с острова Ряжкова и до обеда все занимались кто чем хотел. Где-то часов в 12 они приехали. Мы приготовили обед. Все покушали, поблагодарили дежурных и как говорится «после вкусного обеда полагается поспать» все решили отдохнуть. В 4 часа мы пошли смотреть о Б.Ломнишный и о Докучеиха.

Перед этим мы распределили кто чем будет заниматься во время экспедиции. Любовь Петровна, Филлипенко Татьяна и Батраченко Татьяна были утятниками, Леонид Степанович, Ладыжева Наталья, Ладыжев Андрей и Кудрявцев Сергей были воробьятниками, а трясогузками занимался Шурик Безуглый. Чайками и куликами-сороками занимались Осипук Тамара и Степанченко Лидия. Во время обхода островов мы находили гнезда чаек, куликов-сорок и гаг. Гнезд было очень много. За время обхода очень устали, хотя прошли всего 5 км. Пришли домой, дежурные приготовили ужин, мы все хорошо покушали, убрали за собой, помыли в море ноги и в 11ч улеглись спать. Теперь на диване спали все девочки и Любовь Петровна, а Шурика отправили на пол.

Сутки пятые. 22.06.88 среда.

Медленный подъем в 8.30, обязательное умывание морской водой соленой. После вкусного обильного завтрака прилегли минут на 15 для завязывания жиров «сальца». Сквозь полудрему слушали задание на день и «мотали на ус». После планерки все разошлись по своим рабочим местам. Воробьятники лазили по лесу в зарослях багульника, зевали по сторонам, искали гнезда. Куличатники, чаечатники, утятники проводили купание яиц (водное тестирование) для того чтобы определить приблизительный срок вылупления птенцов. Пришло время обеда, 2.00. все с большими ложками, проголодавшиеся уселись за столом — ели за двоих, пили за троих. За обедом делились своими впечатлениями, а потом, как говорится, «после вкусного обеда полагается поспать» - все прилегли на часик. Куличатники, чаечатники, утятники отправились на о Докучеиха продолжать свою работу, воробьятники остались на о Б. Ломнишном. В 17.30 была окончена работа вся и, чтобы не тратить время даром, утятники решили позагорать на о Докучеиха до прилива, купались в соленой воде Белого моря только в камнях в большой луже — это только начало, впереди купание в море. А куличатники и чаечатники решили «сдать на пожарника» (поспать). Пришло время ужина, за ужином вспоминали дом. Собрали совет старейшин решено на ужин приготовить домашнее деревенское блюдо (догадайтесь сами). Поужинав, немножко полежали, потом было личное время. Вспоминали дом, клуб, травили анекдоты, девчата хотели услышать музыку, потанцевать, вспоминали своих женихов и невест и с этим улеглись спать. В общем на острове жить можно, вот только комары сильно кусаются и их очень много.

Интересно, что будет с нами дальше?

Сутки шестые.23.06.88 Четверг.

Дежурные встали раньше всех в 7.00. приготовили вкусный завтрак. Когда завтрак был готов, дежурные зычным голосом крикнули «Подъем!». Немного отдохнув и получив задание на день, разошлись в разные стороны на учет птиц. Этому был посвящен весь день. Дежурные отправились на о Докучеиха производить учет, рассчитав вернуться к 12, чтобы приготовить обед. Переходя на остров думали, что идет отлив, а на самом деле был прилив. Когда окончили учет, дежурные подошли к переходу на о Б.Ломнишный, он был полностью залит водой. Было время прилива, так дежурным пришлось «загорать» на острове до 14 часов обед пришлось готовить утятникам. Измотанные за день, усталые, все хотели есть, съели бы кажется и дежурных. Дежурные на этот раз вовремя приготовили ужин, так что остались живы. После ужина полежали для традиционного завязывания жиров.

В общем копим силы, отъедаемся для сбора пуха. Перед сном немного пошумели, послушали анекдоты, посмеялись и отрубились. А завтра новый день.

Какой ты будешь завтрашний день? Что принесешь ты людям нашим?

Осипук Тамара

Сутки седьмые. 24.06.88 пятница.

Утром как всегда в 7 часов должны встать трое дежурных. Они сразу встали и приступили к изготовлению завтрака. Остальные пять человек еще сладко спали. Любовь Петровна и Таня Батраченко еще должны были в 8 часов плыть в город за продуктами. Всеобщий подъем был в 8.00. пять человек сделали утренний туалет, а в 9 часов все восемь человек дружно грянули за стол. По мере продолжительности завтрака доска, которую положили на две табуретки вместо скамейки, начала прогибаться, а доски стола — наоборот. После завтрака - традиционная планерка. До обеда наши трое девочек расправились с отчетами и выдраили до блеска баню, а наши мужики наносили туда воду. Приближался обед. Мальчики затопили баню, но дым из нее выходил не через трубу, а через дверь. Вот они и начали решать в чем тут дело. Лазили, лазили — ничего не обнаружили. В бане уже ничего не видно, все лица в дыму и в саже. Но они все равно мужественно подбрасывали в печь дрова.

В доме на столе уже стыл борщ. Мальчиков позвали к столу, но баня все еще дымила. Все обедали.

Тем временем в Кандалакше уже закупили все необходимые продукты и вещи и отправили поздравительную открытку десятому классу.

После обеда мальчики опять пошли ладить баню. Ладили, ладили — ничего не получается. И тут Александр взял деревянный колок и забрался на крышу. Этим колком он пробил трубу. Тут уж тяга была на славу! Весь дым вышел, но баня так и осталась закопченной вместе с нашими мужиками. Они выкупались в баньке и подоспели на ужин. Потом приехали на моторке продукты и кольца на птиц вместе с Любовь Петровной и Татьяной Владимировной. В 11.00 был полнейший отбой, но некоторые спать не хотели и Леонид Степанович сказал, что больше мёртвого часа после обеда не будет.

Ладыжева Наталья

Сутки восьмые. 25.06.88 суббота.

Утром в 7.30 мы заступили на дежурство за гнездом дятла. Каждый следил по 2 часа. Дежурные сварили завтрак, затем разбудили остальных ребят и мы поели. У девочек был банный день. Мальчики наносили воды в баню, натопили. Отремонтированная тяга работала отлично. Вскоре был готов обед. Это был самый вкусный обед. Мы съели импортную курицу, купленную в городе. Леонид Степанович сказал: «Сама в рот бежит». Серега сказал: «десять бы таких съел». После обеда мы прилегли отдохнуть и вдруг восклик Леонида Степановича: «Орлан белохвост»! Мы выбежали на улицу и увидели эту огромную птицу. Он летел медленно, важно. Леонид Степанович даже присел от страха.

После отдыха мы все купались на море. Леонид Степанович пол пленки потратил на нас, все фотографировал. Под вечер наших руководителей увезли на остров Ряжков в гости. А мы намного поболтали и затем легли спать. Дежурные продолжали по 2 часа кормить комаров в лесу.

Шурик Безуглый

Сутки девятые. 26. Июнь.

Описание этого дня мы начинаем с того времени, как Кудрявцев Сергей влетел в комнату, где все спали, с глазами метр на полтора, со ртом еще больше закричал: «Дядько с руждем ходе». Леонид Степанович с более крупными глазами вскочил и негромким голосом закричал: «Где?». Потом быстро оделся и побежал к тому месту, где мы вели суточные наблюдения за гнездом трехпалого дятла. Но оказалось, что никакого дядьки не было, а это был Безуглый Саша в накомарнике, который привезли с о Ряжкова. Но Сергей не знал, что его привезли и подумал, что это чужой, даже ружьё у него со страху появилось.

В этот день две Татьяны и я были дежурными. Они встали в 7.00 и начали готовить завтрак, он был очень вкусный. После обеда Леонид Степанович послал мальчиков на Ю.В мыс искать гнездо вороны. Но мы его так и не нашли. Мы вернулись на кордон в 12.00. дежурные быстро приготовили обед, мы поели и легли для традиционных завязываней жиров. Эта процедура и продолжалась до вечера. Потом мы поели и легли спать.

Андрей Ладыжев

Понедельник. Сутки десятые. 27. Июнь.

День начался с того, что дежурные вкусно приготовили завтрак. Мы умылись, сели за стол, поели вкусно. После завтрака была планерка. Все после планерки разошлись по своим делам.

До обеда на кордоне не было никого. Когда все пришли на обед дежурные были уже наготове и обед был готов. После обеда была 30 минутная планеровка чем каждый занимался до обеда и что будет делать после обеда. Потом Любовь Петровна позвала всех загорать день был на редкость солнечным. Камни были горячими, как вылазишь с воды и сразу на камни. Купались бы мы и целый день, но Леонид Степанович разрешил до 4 часов. Все быстро собрались и пошли искать гнезда воробьиных. Прочесали мы до мыса и девочки заметили гнездо вороны птенцы уже были взрослые. Леонид Степанович быстро окольцевал воронят и мы пошли дальше.

Потом мы еще нашли два гнезда гаги. И уже почти собирались домой идти вдруг у Любовь Петровны с под ноги вылетела пеночка весничка, Леонид Степанович быстро подбежал и нашел гнездышко. Он был очень рад, все пришли домой довольные. Кто пошел ужин варить, а кто пошел купаться. Когда все поужинали все сразу легли спать так как завтра предстоял тяжелый день. Сбор пуха.

Кудрявцев Сергей.

****

Записка В.В.

27.06. 17ч.15м.

Завтра, 28.06, за вами должно зайти судно около 9ч. (8ч30м или позже) и поедем на 1 день собирать пух. Ваша готовность к погрузке в 8ч30м.

***

28 июня, вторник

Сегодня первый день сбора пуха. Потому подъем был объявлен несколько раньше: для дежурных в 6 часов, а всем в 7 утра. Все было сделано в кратчайшие сроки и в 8.00 мы были готовы к погрузке на судно. Но ждать-пождать, а его нет и нет. Получилась небольшая заминка. И тогда около 11 приехал сам шеф с шефиней (то есть Бианки и Алена Васильевна) и забрали нас на о Ряжков, куда должно было подойти судно с минуты на минуту. По дороге к Ряжкову встретили дельфина, который совсем не реагировал на наше присуствие в море.

Как только мы приехали на Ряжков, судно подошло и через полчаса мы уже ехали на работу. Шеф нам сделал последнее напутствие по поводу поведения на островах: «зайцев не ловить, медведей не ловить, ловить только одних уток, только оставлять их живыми!» Погода была отличная — тихая и солнечная. Первые два острова обошли очень быстро, а затем совместное чаепитие на о Ламбин. Снова погрузка на о. Анисимов, где пришлось кое-кому попотеть, т.к островок не из маленьких и редколесных. Очень много встречалось гаг на гнездах с выводками и еще насиживающих.

В лесу было жарко, душно от настоя багульника. Но все обошлось прекрасно. Наша бригада встретилась с тремя полярными куропатками с выводками. Очень хитрая птица, сидит притаившись до конца, а затем притворяясь больной отводит человека от своих малышей. А они глупенькие прямо в руки идут. Доверяются, что им ничего плохого не сделают. День подходил к вечеру и море разыгралось не на шутку. С о Ряжкова нас пришлось отправлять на судне, т.к на моторках довезти было практически невозможно. Это было 10 часов вечера. Дежурные нас заждались. «Двое на необитаемом острове. Кто бы это себе представил,» - говорили они. Немного диковато — среди моря на острове одни и тишина.

Л.П.

29 июня. Среда.

Как и в прошедший день дежурные встали в 6 часов утра и приготовили завтрак. Все остальные встали в 7 часов и, позавтракав, все были на боевой готовности №1, судно должно было прийти за нами к 8.00 часам. Но его все не было и не было. Так оно и не пришло по техническим причинам. Так мы и решили сдавать на пожарника до двух часов дня. Потом дежурные сготовили обед, после обеда полежали для традиционного завязывания «сальца». В четыре часа был подъем и все пошли бродить по острову «вытаптывать» гнезда воробьиных. На острове остались только больные. Спустя некоторое время к нам приезжала Елена Васильевна, но она нам ничего не сказала. Потом пришли все к кордону. Дежурные приготовили ужин. Все поужинали, помыли ноги и легли спать. Немного побесились и после 23 все уснули. И не было слышно ни одного слова. Этот день нам всем показался самым длинным, потому что мы в течение всего дня ничего не делали.

День 13-й ? 30.06.88 Четверг.

Вот уж действительно день так день! Ведь мы его ожидали «вслепую». Алена Васильевна прибилась в шторм к острову и, ничего не сказав, отчалила с северного берега. В 6.00 море начало затихать. К 8-ми утра все были накормлены «двойной» тушенкой с макаронами, напоены чаем, который можно пить без заварки. И опять «Сокола» нет. По закону островной жизни энергию необходимо беречь — все дружно улеглись на спальники для завязывания «жира», о котором все только и мечтали.

9.35 УРА! Из-за М.Ломнишного показался «Сокол»! Через 20 минут мы уже влезали на его борт. Судно взяло курс на о. Головин. Этот остров самый дальний из всего Северного архипелага. Мы так соскучились по пуху, что сделали его за 2 часа. И вот перед нами самый прелестный островок Круглый. Издали он смотрится как на подставке и кругленький со всех сторон. Причаливать к нему было удобно, т.к его побережье это натуральный черноморский пляж. Сам по себе островок маленький (10-15 га). Но вот именно на нем нам посчастливилось увидеть гнездо орлана-белохвоста. Сооружение внушительных размеров. В диаметре метра 2-3 и высотой метра 3-4. хозяев в нем не было. В память об этом острове у нас осталась только коллекция перьев орлана.

Сережку шеф на «Прогрессе» увез готовить чай на о. Медвежий. А мы на Соколе взяли курс на о. Гульмаха. Издали он похож на лежащего на воде крокодила. Потому что в южной его части есть скала почти такая, как Пик страстей на о. Ряжкове. На вершину скалы волею судеб попал только Ладыжев А. Любовь Петровна сошла с дистанции на полпути. А вот кое-кто на память Эдуарду Кукушкину даже сделал фото.

Около 15.00 мы опять погрузились на Сокол и взяли курс на о. Б. Медвежий, где нас уже ожидал чай и..... дождь. Перекус был быстрым, т.к все боялись, что погода не позволит сделать учет на Медвежке, как все ее ласково называют. По расчетам мы должны были пройти его за 3 часа. Но все так старались, что успели за 2,5. потом пешком перешли на о. М.Медвежий и за один час осилили его. Гнезд было очень мало. По-видимому здесь обитает лиса. В 20.00 все были полумокрые, т.е по пояс, т.к после дождика багульник, вороника, брусника были в росе. И здесь у Алены Васильевны родилась мысль — а не осилить ли нам о М. Ломнишный? ДА! Но только без нас!

В 21.00 мы причаливали к дому, а «Чистики», «Муравьи» и студенты взяли курс на М. Ломнишный. Они закончили его в 22.30.

И, еле живые, съев свой ужин, мы в полудреме влезали в спальники...

А завтра опять пух!

И еще продрейс.

В 22.30 прилетела на прогрессе Алена, забрала Л.П и Таню-завхоза. Нас оставалось только 8 на этом острове ночном.

Л.С.

День 14-й?... 1.07.88 Пятница

Вот уж третий день мы собираем пух. Дежурные в эти дни встали в 6.00. остальные в 7ч. Нас сегодня 8 человек, Л.П и Ф. Таня уехали в продрейс в Кандалакшу, чтобы запастись продуктами на 11 дней. Утром позавтракав хорошо, все быстро собрались и стали ожидать судно. Но его все не было и все решили поспать, оставив Кудрявцева С дежурить. И вот в 10.30 показалось судно, мы быстро вскочили, одели резиновые сапоги и пошли к пристани. На лодке нас перевезли на судно «Сокол». Сегодня самый трудный и последний день сбора пуха. Мы должны собрать пух на самых крупных островах. Остров Вороний «Муравьи», «Чистики» и студенты прошли без нас. Мы сидели на судне, ожидая их и слушали музыку. Так что нам повезло, мы собирали только на 4 островах. После этого острова о. Лодейный — самый трудный, с «губами», озерами. Перед этим островом решили перекусить, заехав на о. Ряжков, но когда мы разворачивались на судне, то наскочили на камень, все сильно перепугались, так как судно накренилось в одну сторону, но через несколько минут опасность миновала и мы благополучно приплыли на о. Ряжков. На этом острове быстро перекусили, от Л.С. получили взбучку за то, что открыто высказывали свое мнение. Но он не перестроился, как сказал сам он, и мы решили теперь молчать! После обеда едем на о Лодейный. На этом острове мы собирали пух почти 5 часов, все сильно уморились, очень хотели пить, хорошо было много брусники, мы шли внимательно смотря под ноги. Гнезд гаги оказалось мало, хотя это самый большой остров, нашли несколько выводков гаги и Бианки их окольцевал. Дальше остались поменьше острова — Горелый, Демениха большая и малая. Мы их прошли быстро и тоже на них было мало пуха. В одиннадцатом часу работа была окончена. Все ура! Теперь едем домой, т.е на о. Б Ломнишный, по пути заехали на о. Ряжков, взяли свою Л.П и Ф.Т, которые уже приехали из Кандалакши и взяли курс на свой остров. Безуглого С. и Ладыжева А. Бианки отвез на о. Лодейный на сутки, мы собрали им рюкзак. В двенадцатом часу на острове мы приступили к готовке ужина, но все сильно устали и, не дождавшись каши, наскоро переев, запив горячим чаем, улеглись спать. Теперь осталось до конца островной жизни 10-12 дней. Скорее бы домой, все хотят домой. Часто вспоминается дом и снятся сны, что мы едем или приехали домой. Ну вот и все. Спали все после 12 ч без шума, только гудели комары, но не было силы бить их.

Степанченко Лидия

День 15-й..? Суббота. 3.07.88

Ура! Кончился сбор пуха, самая тяжелая работа. Встали мы все в 10 ч, а дежурные как всегда раньше, в 9 ч. Дежурные приготовили покушать. Было все очень вкусно. После завтрака все легли на боковую и спали до обеда. Потом Кудрявцев Сергей натопил баню, Леонид Степанович наносил воды и Степанченко Лида с Осипук Томой успели помыться до обеда, а все остальные купались после обеда. В бане всем очень понравилось.

На этом записи на сайте обрываются https://sites.google.com/site/ladyzhev2/ряшков

Вверху, справа налево: Леонид Ладыжев, его жена Наталья, Елена Лебедева-Хоофт. Ряжков, ок. 2004-2005 г.