Летопись природы. Общее описание заповедника. 1939-1947 годы. Книга 1. Стр. 3-5. Фрагменты.
 

 

 

 

          В прошлом острова заповедника были излюбленными уголками природы местных жителей. На островах население получало все дары моря: добывали в огромных количествах морского зверя, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, яйца птиц и гагачий пух, косили сено вдоль побережий, рубили дрова и строевой лес, ловили и собирали по берегам аварийный лес – плавник.

            Старожилы-поморы, рассказывая о прошлом, утверждали, что острова эти являлись источником их жизни на море. Так, местный помор Ф.Л.Ярусов рассказывал, что лет 30 тому назад во время прихода морского зверя к островам, острова, якобы, покрывались сплошными массами тюленей. Били зверя тысячами, главным образом, ради шкур, которые они употребляли для изготовления обуви. Диких уток – гаг – прилетало на острова столько, что два охотника за один-два дня набивали одних гагунов полные карбаса. Гага гнездилась очень плотно, причем те острова, которые сейчас меньше всего заселяются гагой, были наиболее богатые гнездами: Гульмаха, Горелый, Медвежий. Старая поморка М.Р.Полежаева, показывая роскошную пуховую шаль, 20 лет тому назад сделанную, сообщила – «Мы со своей родственницей связали себе одинаковые шали. Пуха набрали на острове Гульмаха, особенно с северной стороны, за какой-нибудь час – один мешок». Яиц они не брали, так как считали это грехом.

            Другая поморка, М.Н.Полежаева, говорила, что они собирали яйца гаги по 300-400 штук целыми корзинами, но и тогда этот промысел преследовался. «Когда подъезжаешь к берегу, староста выходит и обыскивает карбаса». Придумывали всякие способы спрятать целые корзины яиц, что часто удавалось.

            …………………………………………………………………………….

            Интересно отметить на острове Великом прежние скитские строения. Местные жители, тот же Вакулин В.В. другие помнят, как еще в детстве ходили на озеро Кумяжье М. к старцу Андрею на поклонение, келья которого находилась на красивом высоком берегу озера. Здесь служили молебны приезжие из Мурманска и Архангельска попы, освящая воду озера. Теплое чистое озеро являлось купелью и исцелителем всех духовных и телесных страданий. Оно и до сих пор у многих старых жителей зовется священным. Старец Андрей провел здесь всю свою старость. После смерти прах его был похоронен в той же келье. Позднее по большим праздникам съезжались богомольцы. Часовня лет сорок тому назад обновлялась и ныне это маленькое своеобразное убежище выглядит свежим и крепким. Оно примерно в 2,5 м ширины, 3,5 м длины, 2 м высоты, с маленьким отверстием вроде окна 10х15 см и низкой дверцей. Прах старца перенесен. Значительно больших размеров была часовня на реке Белой у Белой губы Бабьего моря. Здесь жили богомольные старцы. Последняя старушка умерла зимой, вероятно замерзла, лет 20 тому назад. Последние два случая с кельями и часовней интересны не только исторически, но и объясняют многие явления в формировании растительности острова. Паломники, пришлые люди, несли с собой приношения а вместе с тем семена. Этим можно объяснить появление целого ряда сорняков.

            В настоящее время на острове Великом начинаются геологические слюдяные изыскания. Первые разведочные работы проведены в течение лета 1950 г.