Вепринцев Б.Н. Положение с гагой в районе о-ва Великого и Кемь-луд. 1949 г.

Рукопись. Оригинал хранится в библиотеке Кандалакшского заповедника.

 

 

 

 

Положение с гагой в районе о-ва Великого и Кемь-луд.
1949 г.
  

            Большое количество гаги гнездилось в прежние годы на о-вах лежащих в Бабьем море, на Величаихе, на Средних лудах, на Кемь-лудах, Б. и М. А…[1] и Наумихе.

            В настоящее время количество гаги резко уменьшилось. В 1948 г. в конце июля месяца в Бабьем море держалось всего лишь 4 выводка гаги. Более 80% гнезд было разорено на Кемь-лудах, на Среднем и прилежащих островах.

            В начале гнездования гагу тревожат в Белом море охотники приезжающие из Пояконды и Ковды.

            В период насиживания местные жители из Черной речки заезжают на о-ва в Бабьем море и на Величаиху и обирают яйца, причем забирают всю кладку и если возможно ловят и утку. Весной из Керети, Лоух и Петрозаводска охотники приезжают охотиться за утками на Кемь-луды, Наумиху и Средние луды, стреляют, конечно, главным образом гагу, как наиболее многочисленную и легкодоступную дичь. Они даже не столько убивают птиц, сколько распугивают ее, не давая возможности спокойно выбрать место для гнездования. Беспорядочная стрельба мешает также зверобойному промыслу, издавна существующему на этих о-вах. В 1948 году в Кемь-лудах в конце мая была компания охотников в 7 человек, среди них был прокурор Лоухского р-на и прокурор из Петрозаводска. Они приехали с попутным ботом и жили неделю, стреляя преимущественно гагу. Зверобойный промысел на этих о-вах был сорван. После их отъезда местные жители говорят: «Прокурорам можно охотиться, значит и нам можно».

            В 1947 г. на Кемь-луды приехал председатель Лоухского райисполкома Хребтов. «Он собрал вместе с компанией охотников большое количество яиц. Пока он спал, у него были украдены собранные им яйца. Проснувшись он рассыпал (?) многочисленные угрозы по адресу вора».

            Факты характерные и даже скандальные.

            Мотоботы и пароходы из Керети и Кеми, рейсы которых лежат вблизи этих островов считают своим долгом зайти на о-ва и собрать яйца, попутно, если возможно и поохотиться на нее. Дробовые ружья у команды ботов не редкость, а закономерность. Сроков охоты конечно не соблюдают, птица бьется от выводков и на гнезде.

            Особое положение занимает о-в Величаиха, входящий в состав Кандалакшского зап-ка. Местные жители из Нильмо-губы и Черной реки говорят, что Величаиха не принадлежит зап-ку и на ней можно собирать яйца всем. Пожарные сторожа зап-ка считают ее своей вотчиной, где они собирают яйца.

            Запрет о добыче гаги в течение круглого года в Черной реке и Пояконде не известен.

            В Нильма-губе известно только председателю колхоза П.Ф.Иванову.

            Необходимо разослать по прибрежным селам местным властям постановление о гаге с тем чтобы все местное население знало об этом. Местным обществам охотников необходимо принять меры к охране гаги и упорядочению весенней охоты.

            16.2.49 г.

            Б. Вепринцев


 


[1] Многоточием отмечены не разобранные слова или фрагменты слов.