Рассказывает внук Г.В. Кибардина, Георгий Виноградов: “Мой дед, Георгий Кибардин, был художником. Много писал на Белом море, на беломорской биостанции МГУ. И вот как-то зимой стоит он на крутом берегу над Великой Салмой и пишет этюд. Где-то неподалёку родители крутятся, молодые ещё, ещё народ какой-то. Вот он пишет и слышит, что сзади подошли и смотрят. А он этого страшно не любил, поэтому из принципа не реагирует и не оборачивается, мол, поймут и уйдут. Ну, за спиной поняли и ушли. Он потом всё-таки обернулся. А на снегу – рысьи следы”.

 

 

Георгий Кибардин. Вид на Великую Салму. ББС МГУ.
Конец 1950-х – начало 60-х гг. Масло. Картина хранится в семье Виноградовых

 

 

Картины, связанные с биологическими станциями и работой на них

Как раз биологические станции, точнее, одна из них – Беломорская биологическая станция Московского университета и стала в свое время причиной приезда художника на Север. Из воспоминаний Р.Я. Маргулис, преподавателя кафедры зоологии беспозвоночных Биофака МГУ: “Георгий Владимирович Кибардин – художник /отец Нины Георгиевны Виноградовой в девичестве Кибардиной/ несколько лет работал летом на Белом море, это был замечательный человек, доброжелательный, отзывчивый, образованный. Он умел интересно рассказывать. Кроме того, что он был художником, умел он делать массу разных вещей, шла в нём инженерная жилка… Всё в жизни биостанции его интересовало. Центральный деревянный корпус на ББС построен по его проекту. Многие из нас дружили с ним, несмотря на разницу в возрасте”.

 

На фото Г.Кибардин на ББС МГУ. 1962 г.

 

 

Строится биостанция МГУ. 1955 г.

 

 

На строительстве. 1963 г.

 

Из воспоминаний М.Е. Виноградова, океанолога, зятя Г.Кибардина: “В 1954 г. мы привезли туда /на биостанцию/ нашего деда, Нининого папу, художника Кибардина…. А дед, он еще был Архимед. Он был таким врожденным инженером. На Белом море однажды вели Дору на веслах с кирпичом, 1000 с чем-то кирпичей было. И она потонула. И вот дед разработал схему, по которой без всяких подъемных устройств, без всяких подъемных кранов, он эту дору поднял. Делалось так…. Глубина была небольшая. В отлив под дору были заведены веревки, концы мощные, и на них были прикреплены бочки бензиновые пустые. Когда начинался прилив, эти бочки дору поднимали. Тогда буксировали к берегу на 1,5-2 метра глубины. Потом начинался отлив, она опять садилась, концы укорачивали. И вот такими ступеньками, пока ее не вытащили на литораль…”.

 

 

У пирса биостанции. 1962 г.

 

 

Студенты за работой. 1962 г.

 

 

“Профессор Месяцев в походе”. 1962 г.

 

 

На практике. 1960 г.

 

 

Аквалангисты. 1962 г.

 

 

Ученые за работой. 1962 г.

 

 

Бухта Картеш. 1962 г.

 

 

Картеш. Биостанция Карельского филиала АН СССР. 1962 г.

 

 

Картеш. Флот биостанции. 1962 г.

 

 

 

Кандалакша, Ковда, Нильма и Черная речка

 

 

Г.В. Кибардин. Северное село Ковда. 1958 г.

 

 

Г.В. Кибардин. Полуночное солнце. 1959 г.

 

 

Старая Кандалакша. 1959 г.

 

 

В Кандалакшском порту. 1962 г.

 

 

Вблизи Кандалакши. 1962 г.

 

 

Корабельная салма. 1957 г.

 

 

Деревня Нильма-губа. 1956 г.

 

 

Устье Черной речки. 1962 г.

 

 

Деревня Черная речка. 1962 г.

 

 

Великая Салма. 1956 г.

 

 

Кандалакшский заповедник

 

Несколько работ Георгия Кибардина, написанные в Кандалакшском заповеднике. Работы сканированы из альбома “Беломорье”, М., “Советский художник”, 1964 г. Качество, увы, не лучшее и в оригинале работы цветные. Но это единственные доступные нам репродукции, сохраним хотя бы их…

 

Бабье море. 1955 г.

 

 

В Кандалакшском заповеднике. 1962 г.

 

 

Наблюдатель В.Л. Плинто. 1962 г.

 

 

Остров Великий. 1962 г.

 

 

Вечер в заповеднике. 1962 г.

 

 

Кемь-Лудские острова. 1962 г.

 

 

В заповеднике. 1962 г.

 

 

Лобаниха. 1955 г.

 

 

Северные пейзажи


К сожалению, для многих из них сохранились только черно-белые репродукции.

 

 

Каменный наволок. 1962 г.

 

 

Озерный край. 1955 г.

 

 

Остров Молочный. 1957 г.

 

 

Тепло и тихо. 1960 г.

 

 

Гроза в Чупанде. 1962 г.

 

 

Золотое утро. 1959 г.

 

 

Разведривает. 1959 г.

 

 

Февральский полдень. 1954 г.

 

 

Заря. 1956 г.

 

 

Безмолвие. 1954 г.

 

 

Шторм. 1962 г.

 

 

Взошла луна. 1958 г.

 

 

Начало прилива. 1959 г.

 

 

У Еремеева острова. 1962 г.

 

 

Ночь. 1962 г.

 

 

В лучах заката. 1954 г.

 

 

Остров Костьян. 1959 г.

 

 

Мороз сорок градусов. 1954 г.

 

 

Замораживает. 1954 г.

 

 

Лодки геологов. 1959 г.

 

 

Великая Салма зимой. Этюд.

 

 

Глухариные места. 1954 г.

 

 

Труды беломорские, морские и земные

 

Работы конца 1950 – начала 1960-х гг. сканированы из альбома “Беломорье”, М., “Советский художник”, 1964 г.

Оригиналы работ цветные, но для большинства сохранились только черно-белые репродукции.

 

 

“Калгалакша” пришла за сельдью. 1962 г.

 

 

Сушится мережа. 1957 г.

 

 

Засолочная. 1962 г.

 

 

Рыбозавод. Приемный пункт. 1962 г.

 

 

Рыбацкая ватага. 1962 г.

 

 

Старинные рыбацкие завалы. 1954 г.

 

 

Чинят мережу. 1962 г.

 

 

На лесозаготовках. 1962 г.

 

 

Добывают морскую капусту. 1962 г.

 

 

Бригада рыбацкого бота. 1962 г.

 

 

Выбирают рыбу. 1962 г.

 

 

Рыбацкая избушка. 1955 г.

 

 

Сено. 1955 г.

 

 

Через тайгу. 1962 г.

 

 

Старый лесопильный завод. 1962 г.

 

 

       

В.Д. Бобылев. 1962 г.                         Хозяин моря. 1962 г.

 

 

 

      

В.В. Ваккулин. 1962 г.                                             Ф.М. Петров. 1962 г.

Вернуться к выбору станции