Флоренский П.А. Оро. Лирическая поэма. 1934-1937 гг. Документы, отрывки из переписки с семьей. Рисунки. Составление, общая редакция и художественная концепция П.В.Флоренского, А.И.Олексенко. М.: Институт учебника Paideia, 1988.

 

 

 

1934. XII. 16.             Тике

Нашла ли ты на карте, где находится твой папа? А знаешь ли отчего этот остров называется Соловками? От соли. В прежнее время тут были соляные варницы, соль вываривали и торговали ею или выменивали ее на другие товары. От этого, как говорят, и стал называться остров Соловецким.

 

1934. XII. 14.

Здешняя природа, несмотря на виды, которые нельзя не назвать красивыми и своеобразными, меня отталкивает: море не море, а что-то либо грязно белое, либо черносерое, камни все принесенные ледниками, горки, собственно холмы, наносные, из ледникового мусора, вообще все не коренное, а попавшее извне, включая сюда и людей. Эта случайность пейзажа, когда ее понимаешь, угнетает, словно находишься в засоренной комнате. Так же и люди: все соприкосновения с людьми случайны, поверхностны и не определяются какими либо глубокими внутренними мотивами. Как кристаллические породы, из которых состоят валуны, интересны сами по себе, но становятся неинтересными в своей оторванности от коренных месторождений, так и здешние люди, сами по себе значительные и в среднем гораздо значительнее, чем живущие на свободе, неинтересны именно потому, что принесены со стороны, сегодня здесь, а завтра окажутся в другом месте.

 

1935.I.24-25.

...Все какое-то здесь пустое, как будто во сне, и даже не вполне уверен, что это действительно есть, а не видится как сновидение.

 

1935.XI.21-22.      Оле.

С детства я страстно любил растения, разговаривал с ними и жил как с близкими друзьями. Может быть именно потому я не стал специально изучать растения, это казалось слишком холодным. Но всегда жила тайная мысль когда-нибудь впоследствии, ликвидировав все то, чем должен заниматься, обратиться к растениям и пожить с ними тесно, как в детстве.

 

1936. III. 23.        Жене.

Я сижу всецело в водорослях. Эксперименты над водорослями, производство водорослевое, лекции и доклады по тем же водорослям, изобретения водорослевые, разговоры и волнения все о том же, с утра до ночи и с ночи почти что до утра. Складывается так жизнь, словно в мире нет ничего, кроме водорослей.

 

1936.VII.4-5.         Жене.

Спрашиваешь о водорослевой работе. На командировках я бываю, но на короткое разстояние. К тому же на Соловках больших разстояний нет и нет места, куда было бы нельзя дойти пешком в несколько часов. Это уютно, и если бы Соловки не были Соловками, то вполне соответствовали бы моему эллинскому миропониманию. Не люблю безграничных пространств и безформенности, ищу великого, а не большого, а малое пространство легче воспринять, как великий мир, чем большое...

…………………………………………………………………………………..

..Водоросли мои расширяются и углубляются, хотя и медленно, но крепнут и переходят в производство. То, что два года назад было смутною мыслию, сейчас запаковывается в ящики и даже отсылается на материк. Но мысль влечет все дальше, к большему, к более углубленному и к лучшему.

 

I936.VIII.25.     Тике.

Дорогая Тикулъка, только что вернулся с островов, сплошь заросших брусникой, голубикой и черникой. Такого изобилия еще никогда не видывал. Ягоды необыкновенно крупные, как виноград. А в море, кругом островов, заросли водорослей. Когда едешь в лодке над этими зарослями, то с непривычки можно подумать, что едешь над затопленным огородом. Ламинария сахарина похожа и по цвету и виду на кочаны капусты, растущие на песочке. Вода красивого зеленого цвета, травянисто-зеленая, если смотреть прямо вниз с борта, а вдаль светлоголубая, несколько сероватая, как дамы любят говорить, цвета электрик. Попадаются при драгировке морские звезды, очень красивые, но к сожалению их мало. Пятиконечные звезды оранжево-красные, а одиннадцатиконечные темномалиновые, и пупырушки на них придают им вид орденских звезд, осыпанных рубинами. Есть и медузы, но их в Белом море немного. Они с бурым или краснобурым пятном. Рыб не видел, повидимому их мало. Зато водоросли огромные, некоторые в 4—5 метров длиной, сочные и очень аппетитные, так и хочется их съесть.

 

1936..Х. 16.        Тике.

Тут поразительная осень таких ярких и различных цветов листьев и травы у нас не бывает. Огромными красными пятнами травы покрыта земля вишневыми, багряными, розовыми. На темнобуром торфяном грунте разсыпаны золотые листья берез. Рябина в золотых и розовых листьях, а ягод так много, что некоторые деревья кажутся выточенными из коралла. Еще замечательнее цвета водорослей. На берегу лежат кучи и слои анфелъции белые, кремовые, розовые, сиреневые, пурпурные, пурпурнокоричневые и темнозеленые. Это так красиво, что хочется всю анфелъцию забрать себе в сумку, но ее десятки тонн. В иных местах берег покрыт багрянками вишневого, пурпурного, розового, ракового и других ярких цветов. Яркостью красок опьяняешься, особенно при сочетании их с сероголубым цветом морской воды.

 

1937.I.11—12.           Кириллу.

Чувствую, что меня ничто уже, само по себе, не интересует и только как-нибудь соотносясь с вами подвигает мысль. С некоторым увлечением изучаю водоросли; однако подогревает лишь возможность поделиться с вами хотя бы при помощи рисунка.

 

1937.VI. 19.   Тике

[ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО С СОЛОВКОВ].

Дорогая Тика, мне приходится всегда прощаться с чем нибудь. Прощался с Биосадом, потом с соловецкой природой, потом с водорослями, потом с Иодпромом. Как бы не пришлось проститься и с островом. Ты просишь нарисовать тебе что-нибудь. Но сейчас у меня нет красок, а кроме того нельзя прислать, если бы я и нарисовал для тебя. Придется ждать более подходящего времени. Ты можешь взять из моего кавказского альбома какой-нибудь геологический вид или какую-нибудь водоросль и повесить себе. Но бери то, что покрасивее и заклей под стекло. Мне жаль, что рисование прекратилось, т.к. оно успокаивает, — так же как и музыка, если играть самому. Надеюсь, что за меня будет рисовать моя дочка, и наверное лучше своего папы...

Поцелуй мамочку и маленького и покажи ему что-нибудь красивое. Чайки говорят, что у тебя новое платье, правда ли? Крепко целую свою дочку.

 

П.А.Флоренский Водоросль Rhodymenia palmata (L) Grev.f. angustifolia Kjettm. 1:2 нат[уральной] вел[ичины] ". Рисунок дан с уменьшением в 2 раза; оригинал цветной (акварель), прислан в письме № 87 от 7-9, 11-13 января 1937 года. На обороте этого и других репродуцируемых рисунков П. А. Флоренским даны подробные описания. Здесь и далее курсивом обозначены подписи к соловецким рисункам, сделанные П. А. Флоренским. В пояснениях к этим рисункам публикаторами использованы материалы О. В. Максимовой. На обороте данного рисунка, в частности, отмечено следующее: "Найдена 1936. IX. 29 на берегу Соловецкого о-ва, у Переговорного Камня. Единичные экземпляры среди выбросов. Встречается на Соловецких берегах не часто. Приклеплена к ризоидам Laminaria Saccharina. В свежем виде водоросль интенсивно красная...".

П.А.Флоренский. Водоросль Ptilota plumosa (I.) Ag. 4:1 нат[уральной] вел[ичины]. 1936. X. 31. Рисунок дан с уменьшением в 1,5 раза; оригинал цветной (акварель), прислан в письме № 81 от 22—24 ноября 1936 года.

П.А.Флоренский. Водоросль Ptilota plumosa (L.) Ag. 1936. X. 2930. Фрагмент рисунка дан с натуральную величину; оригинал цветной (акварель), прислан в письме № 81 от 22—24 ноября 1936 года. Надпись на обороте: "В водоросли Ptilota plumosa обращает внимание плоскостность всего слоевища наряду с плоскостным распределением всех элементов ткани моноцеллюлярность ткани. Кроме того следует обратить внимание на ненастоящую супротивность перышков и дихотомичностъ делений слоевища. Все это признаки глубокой древности организации, вызывающей трепет: прикасаешься к реликтам начальной жизни, когда организмы от одномерных (линейных) только начали переходить к двухмерным (плоскостным), но не непосредственно распространяя свое тело по двум измерениям, а стараясь заполнить плоскость осложнением линейной системы ветвлений (по типу кривых вроде кривой Пеано). 1936. XI. 7—8".

П. А. Флоренский (1882—1937). Мшанка. Flustra. Общий вид в натуральную величину и изображение отдельного членика. Рисунок дан с уменьшением в 2 раза; оригинал цветной (акварель, тушь), прислан в письме № 81 от 22—24 ноября 1936 г. П. А. Флоренский первоначально принял ее за водоросль семейства Соrallineae. На обороте рисунка он, в частности, сообщает: "Изображенная на обороте водоросль взята из августовских выбросов 1936 г. на берегу Толстяков. Этот вид на Соловках довольно распространен''. В дальнейшем П. А. Флоренский обнаружил свою ошибку. В письме № 98 от 20 апреля 1937 г. он пишет сыну: "Дорогой Кирилл, как-то я писал тебе о Белом море и об известковых водорослях. К сожалению, на меня напало сомнение: плоские известковые образования как бы сделанные из ткани, рисунок которых я прислал, не есть ли это Flustra foliaceae, т.е. колония мшанок (Bryozoa). Было бы интересно спросить специалиста".

П. А. Флоренский. Гидроид (Obelia geniculata?). В верхней части рисунка — общий вид гидроида, растущего на кусочке дерева, ниже изображен отдельный столон. Общий вид в натуральную величину и изображение отдельного членика. Рисунок дан в натуральную величину; оригинал цветной (акварель, тушь). Рисунок из письма № 90 от 5 февраля 1937 г.

П. А. Флоренский. Polyides potundus (Gmel.) Grev. f. fastigiatus Turn. Поперечное сечение слоевища в нижней части. Препарат свежей водоросли. 200:1 нат[уральной] вел[ичины]. Рисунок дан с уменьшением в 2 раза; оригинал цветной (акварель). На обороте, в частности, П. А. Флоренский сообщает: "На Соловецком о-ве обычно попадается среди выбросов Abnfeltia plicata. Изображенный экземпляр взят из выбросов на Пичугах 1936. IX. 7". Рисунок из письма № 90 от 5 февраля 1937 г.