Поляков Гр. Окольцовывание птиц и опыты его на Соловках. // Журнал «Соловецкие острова». 1930. №№ 2-3. Стр. 65-70. Фрагменты.
 

 

 

 

Опущены главки:

            I. «Почему птицы совершают свои перелеты»

            II. «Окольцовывание птиц»

            III. Способ изучение пролета птиц и определение мест их зимовий»

           

IY. «Окольцовывание птиц на Соловках» /стр. 67-70/.

            История организации отметки птиц кольцами на Соловках коротка и несложна. К окольцовыванию здесь приступили только летом 1925 года, когда был произведен одним из сотрудников Соловецкого общества краеведения первый опыт отметки гнездящихся птиц кольцами немецкой орнитологической наблюдательной станции Росситтен (Германия, Восточная Пруссия), полученными от Ленинградского Лесного Института, куда и были сообщены номера окольцованных птиц. На этот раз всего было отмечено 20 экземпляров, из которых «10 чаек, столь характерных для Соловецких островов», т.-е. следовательно – чаек серебристых. Из числа означенных десяти чаек две были добыты в следующем же году, а именно одна с кольцом за № 33917 серии II была убита 9 мая около Песьей луды, вблизи Соловецкого острова, а другая – с кольцом за № 33923 той же серии поймана летом в Кремле и с тем же кольцом здесь была вновь выпущена. Пойманная на внутреннем двое Кремля 2 сентября 1928 года и также по осмотре в тот же день снова отпущенная. Точных записей остальных 10 окольцованных в 1925 году птиц в архиве Биостанции, к сожалению, не сохранилось.

            Летом 1926 года двумя сотрудниками Соловецкого общества краеведения было окольцовано из гнездящихся здесь птиц приблизительно 50 экземпляров, преимущественно гаги (около 46) и длиноносого крохаля, при чем птицы отмечались не общепринятыми и потому общественными кольцами, а своего изготовления, что, конечно, не могло способствовать получению благоприятных результатов. Известно, что одна из окольцованных в данном случае гаг была добыта здесь же весной следующего года.

            В 1927 году окольцовывание птиц на Соловках вовсе не производилось. Приехавшим сюда уже в конце этого года специалистом-орнитологом, работавшим в качестве научного сотрудника Биостанции Соловецкого о-ва краеведения, предполагалось серьезнее подойти к окольцовыванию здешних птиц и еще зимою было выписано с этой целью от Биостанции Юных Натуралистов имени К.А.Тимирязева 450 колец, с расчетом втечение предстоящего лета окольцевать приблизительно такое же количество экземпляров следующих видов птиц: гага, крохаль длиноносый, гагара, чернозобая и краснозобая, кулик, сорока, чайка серебристая, крачка длиннохвостая и речная, ворона, зяблик, снегирь, трясогузка белая, дрозд-белобровик, ласточка городская и некоторые другие мелкие представители отряда воробьиных. Но, однако, к окольцовыванию птиц своевременно приступить не удалось. Поэтому, а также и в силу некоторых других соображений, о чем будет сказано несколько слов ниже, вся энергия в работе была направлена на отметку наибольшего числа серебристых чаек, гнездящихся в здешнем Кремле, при чем, несмотря на позднее время, с 24 августа по 5 сентября, все же удалось окольцовать 25 экземпляров, из них: 1 вполне взрослую особь (кольцо № 6113 серии Е 26/YIII) и 24 молодых, выводы данного года птиц (кольца №№ 6106-6117 серии Е и 2202-2214 серии D). Кроме того уже зимой, а именно 18 декабря был отмечен один экземпляр из случайно пойманных свиристелей (кольцо № 1890 серии D), в большом количестве налетевших в Соловки осенью и задержавшихся здесь и на первую половину зимы по случаю необычайно большого урожая в этом году ягод рябины.

            Однако, несмотря на такую, если можно так выразиться, миниатюрность произведенной отметки птиц, еще осенью того же года Биостанцией Соловецкого общества краеведения относительно молодой серебристой чайки, окольцованной в здешнем Кремле 4 сентября, кольцо № 2212 серии D, было получено от Бюро Кольцевания Ц. Биостанции Юн. Нат. им. П.А.Тимирязева уведомление от 14 ноября следующего содержания: «Убита в море у острова Борнгольм, Дания, местным охотником, 27/IX-1928 г. (Отношение Наркоминдела, отд. Скандинавии, № 360/СС), плюсна и кольцо доставлены в Бюро».

            По той же причине, к сожалению только немногим больше удалось сделать по окольцовыванию птиц на Соловках и в 1929 году, втечение которого к нынешнему дню пока отмечено 9 пуночек или снежных подорожников (№№ 18901-18904, 18906-18911, 18913 серии D), 12 трясогузок белых (№№ 18905, 18909 и 18912, 18914-18916, 18921-18926 серии D), 4 мухоловок серых (№№ 18917-18920), 1 ворон (№ 2581 серии С), 1 дрозд белобровик (№6251 серии F), 25 чаек серебристых (№№ 2215-2240 серии D), 47 крячек длиннохвостых (6204-6250 серии F), 2 поморника короткохвостых (№№ 6102 и 6103 серии F), 3 камнешарки (№№ 6201-6203 серии F) и 1 шилохвост (№ 6101 серии Е), - всего 105, относящихся к 10 видам. Число же сведений о результатах прежнего окольцовывания пополнилось еще одним, а именно: единственная отмеченная осенью прошлого года в Соловецком Кремле взрослая серебристая чайка (№ 6113 серии Е) была обнаружена 27 апреля у крыльца крытой галереи, примыкающей к Преображенскому Кремлевскому собору. Птица эта гнездилась здесь, продержалась все лето и осенью с тем же кольцом вместе с другими чайками покинула Кремль.

            Остается сказать несколько слов почему при окольцовывании птиц в 1928 г. внимание Биостанции Соловецкого общества краеведения было обращено главным образом на отметку серебристой чайки и почему именно ее молодых особей. Дело в том, что число чаек этого вида, гнездившихся ранее в Кремле и ближайших окрестностях его, судя по историческим данным, в весьма большом количестве, с каждым годом уменьшается и притом с катастрофической быстротой: достаточно сказать, что, по собранным нами сведениям и личным наблюдениям, численность прилетающих сюда для гнездования пар в 1926 г. еще достигала 250, в следующем году она сократилась наполовину, в 1928 году равнялась приблизительно 60, а в текущем году уже не достигает и 35. Таким образом, имелись основания усматривать в кремлевской серебристой чайке вид исчезающей на наших глазах с Соловков – приходилось торопиться с тем, что еще возможно было сделать. Это с одной стороны, а с другой – при этом имелось еще в виду указание одного из лучших авторов описаний Соловецких островов архимандрита Досифея (1834 г.), что «Соловецкие чайки детей своих с половины августа месяца уводят с собой в открытое море, и более до следующей весны в монастырь не возвращаются. Молодые чайки, из серых и черноносых, через два года получают вид старой чайки, и тогда только с моря прилетают с старыми на остров Соловецкий». Хотя указание это не совсем точно[1], но все же было в высшей степени заманчиво выяснить, где именно проводит время эта невозвращающаяся на свою родину, в Кремль, молодежь. И мы теперь определенно знаем, как это уже упоминалось выше, что молодые серебристые чайки, по крайней мере частью, во время осеннего пролета направляются на западное побережье Атлантического океана, где, как известно, достигая на юг до Пиренейского полуострова, проводят первые годы своей жизни молодые особи серебристых чаек и всех других европейских гнездовых областей этого вида. Достигают же этих мест кочевок и зимовок Соловецкие чайки, летя, повидимому, побережьями Белого моря (Поморским берегом) Онежского и Ладожского озер и Финского залива.

            Весьма большой процент известных случаев возвращения вполне взрослых особей серебристой чайки к старым гнездам в Кремле (из 11 отмеченных известно о ;-х экземплярах), если не прямо, то косвенно указывает на то, что таковые, в отличие от своих птенцов, по всей вероятности проводят зиму где-либо поблизости Соловецкого острова, на не замерзающем здесь местами Белом море. Вероятность такого предположения подтверждается наблюдением раннего прилета чаек этого вида в места гнездовые, в особенности же производящих разведку их передовых особей, появляющихся здесь, как известно, еще за 1 ½ - 2 месяца до полного освобождения от льда Трудового озера и Бухты Благополучия. Приблизительно тоже можно предполагать и в отношении высоко-полезной промысловой птицы – гаги, гнездящейся по здешним льдам еще в значительном количестве.

            Таким образом приходится заключить, что окольцовывание птиц на Соловках, хотя и начатое недавно и производившееся в очень небольших размерах, уже дало результаты, на основании которых могут быть сделаны интересные выводы, имеющие и научное и практическое значение. Надо иметь в виду, что признано удовлетворительным возвращение через год 1 проц. колец, а опыты произведенного окольцовывания на Соловках, несмотря на бедную постановку их, считая по весне 1929 года, дали 5,26 проц. Несомненно, что более широкая постановка этого дела даст в самом недалеком будущем несравненно большие результаты. Работники для этого найдутся, необходимо только по возможности создать подходящие условия для их работы и успех будет вполне обеспечен.

            В будущем сезоне Биостанция Соловецкого общества краеведения, продолжая отметку молодых кремлевских чаек, предполагает произвести массовое окольцовывание гаги, крячки, длиннохвостой и речной, кулика-сороки, а из мелких птиц – трясогузки белой, зяблика, горихвостки и ласточки городской – видов, хорошо известных и не специалистам.

            Науке, конечно, требуется знать, в каком направлении и куда летят птицы из района Белого моря не только с Соловков, но и со всех его других островов, с его побережий. Поэтому Соловецкое общество краеведения позволяет себе обратиться с призывом заняться с весны будущего года отметкой птиц в соответствующих районах, при чем по возможности только перечисленных выше видов, что является необходимым условием наиболее успешного выполнения этого общего дела.

Гр. Поляков


 


[1] Так, во-первых, известно, что наряд вполне взрослой птицы серебристая чайка, по крайней мере в неволе, надевает только на пятом году своей жизни; во-вторых, личные наблюдения в Кремле показали нас, что и тогда, может быть, в исключительных случаях, здесь появляются летом одиночки прошлогоднего вывода птицы в птенцовом наряде.