|
|
|
Л.Н. Миронова. Дальние Зеленцы (1949-1962). Синемания
Сразу скажу, чтобы не возвращаться к этой теме, что о телевидении в Зеленцах в моем детстве никто и не помышлял. Собственно, и в городах оно еще не было массовым. Телевизоры были только в некоторых семьях, и ходить к соседям «на телевизор» было принято. А вот кино в Зеленцах было всегда, хотя в дошкольном возрасте я, по всей видимости, там бывала редко, иначе запомнила бы. Помню, пожалуй, только два фильма: «Багдадский вор» и «Кубанские казаки», вернее, отдельные эпизоды из каждого. Из «Багдадского вора» я запомнила как какой-то великан (джинн?) демонстрирует герою фильма яичницу, поджаренную на своей ладони, а из «Кубанских казаков» – как у мужика, сидящего в кузове грузовика, ветром сдуло шапку с головы. Все остальное, очевидно, было выше моего понимания. Зато хорошо помню песни из «Кубанских казаков», в исполнении Наташи, домработницы Кузнецовых. Когда она с большим чувством выводила: «Каким ты был, таким ты и остался, я всю войну тебя ждала», я была уверена, что это она про себя поет. Впрочем, возможно, так оно и было…
По мере того, как я и мои друзья становились старше, значение кино в нашей жизни все росло. Постепенно, классу к пятому, все мы стали настоящими киноманами. Вот только удовлетворять свою страсть к кино мы могли только строго дозированно и без малейшей возможности выбора. Железные коробки с лентами привозили на рейсовом пароходе, и уж что привезли, то привезли. Причем было делом чести первым прочитать, что написано на этих коробках, когда их выгружали с доры на причал портопункта. Слух о том, что нас ждет в ближайшую неделю, распространялся мгновенно. Только вот, к сожалению, часто одни и те же кинокартины привозили по многу раз. Хотя почему «к сожалению»? Мы с удовольствием смотрели какого-нибудь «Солдата Ивана Бровкина» опять и опять, и никому даже в голову не приходило пропустить сеанс. Это было святое. У меня была специальная тетрадка «Для записи просмотренных кинофильмов», и несмотря на то, что некоторые фильмы я видела по многу раз, общее число «просмотренных кинофильмов» в этом списке перевалило за 400. Жалко, что эта тетрадка потерялась, сейчас интересно было бы взглянуть. Если я какой-то фильм не смогла посмотреть, например, из-за болезни, мне его содержание в мельчайших подробностях пересказывала Светка. Поэтому в моей голове сосуществуют, например, две «Баллады о солдате»: одна воображаемая, на основе Светкиного рассказа, а вторая – реальная, поскольку фильм этот я потом, конечно, много раз видела.
Клуб, где показывали кино, сначала был в одном из бараков Старого поселка, а потом в Желтом доме, по соседству с нашим домом. Для взрослых киносеансы были каждый день, а для детей – два раза в неделю, в четверг и в воскресенье. Я лишь однажды была на «взрослом» сеансе, когда показывали фильм-оперу «Евгений Онегин». Мама, как любитель оперы, сочла, что мне необходимо посмотреть этот фильм, но для этого пришлось сильно поскандалить на входе в клуб. Меня не хотели пускать, хотя мама была в Зеленцах «в авторитете». Фильм я все же посмотрела, но общественность нас осудила, и мне долго припоминали этот незаконный поход на вечерний сеанс. Местные законы были незыблемы.
В какой-то момент школьные учителя осознали, какой мощный воспитательный инструмент находится в их руках, и установили закон, согласно которому если ты на неделе получил двойку или что-то натворил, то на очередной сеанс тебя не пустят. Дежурная учительница (после отъезда Николая Ивановича учителей-мужчин у нас не было) всегда стояла в клубе на контроле и безжалостно отсекала всех, тем или иным способом «отличившихся» за последние дни. Однажды «кина» был лишен весь наш 6-й класс, потому что у всех были двойки по поведению за то, что мы «безобразно вели себя на уроке биологии», как было написано в наших дневниках. Помните историю про «фостик»? Вот тогда это и произошло. Наказание было особенно жестоким, потому что в тот раз привезли не какого-то виденного-перевиденного «Ивана Бровкина», а «Мамлюка», которого никто еще не видел. Мы чуть ли не на коленях умоляли сделать исключение из этого драконовского правила, так нам хотелось посмотреть «Мамлюка». Не помогло. Что было делать? Смириться мы были не в состоянии. И тогда кому-то пришла в голову замечательная идея – пробраться в клуб через запасную дверь. Правда, эта дверь была заколочена снаружи досками, но мы быстренько их отодрали, пролезли внутрь и оказались на сцене, с задней стороны экрана. Так и смотрели, лежа на полу под самым экраном. Несмотря на эти не очень комфортабельные условия, от фильма были в восторге. Наверное, он был действительно неплох по тем временам, судя по тому, что я теперь прочитала о нем в Википедии. Во всяком случае там играли многие известные грузинские актеры: Верико Анджапаридзе, Бухути Закариадзе, Отар Коберидзе, Каха Кавсадзе. И все кончилось бы хорошо, если бы наше преступление осталось нераскрытым, но, увы, каким-то образом о нашем проникновении в клуб стало известно, и новые кары не заставили себя ждать. Всем снизили оценки за поведение в четверти и, что было гораздо страшнее, в кино не пускали целый месяц.
Еще одно, правда очень редкое, культурное событие было связано с приездом агитбригады. Один такой случай я упоминала, рассказывая о репрессиях 38-го года, когда, прикрываясь агитбригадой, в Зеленцы проникли НКВДшники для того чтобы произвести внезапные аресты. На моей памяти в Зеленцы тоже несколько раз приезжала агитбригада, к счастью уже без зловещего сопровождения. Ажиотаж в этих случаях был страшный. Клуб битком забивался народом, занят был каждый пятачок, чуть ли не на потолке висели. Программа концертов была типовая: лирические и патриотические песни под аккордеон, народные пляски, сатирические частушки, юмористические сценки и т.д. Исполнительское мастерство оценить не возьмусь, тогда мне все очень нравилось, хотя в глубине души было жалко артистов. Я понимала, что от хорошей жизни в такую агитбригаду не попадают, а это были все-таки профессиональные, а не самодеятельные артисты. Ближе к концу 50-х в Зеленцах возник местный драматический кружок, поставивший несколько спектаклей. Забыла их названия, хотя хорошо помню многих самодеятельных актеров из числа зеленчан. Основная заслуга в организации этого дела принадлежала Зинаиде Романовне Уваровой, которая заведовала институтской библиотекой, и сотруднице гидрометеостанции Ольге Ландсберг. Эти спектакли тоже были огромным событием в жизни поселка. Обсуждалась каждая деталь постановки, сюжет, грим, костюмы, исполнительское мастерство участников. Великое искусство – театр…
|